Мониторинг основных изменений в законодательстве за период 24.05.10 - 28.05.10

Налоги

Ратифицирован Протокол о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе.

В соответствии с соглашением при ввозе товаров из одного государства-участника союза на территорию другого косвенные налоги (НДС и акцизы) взимаются налоговыми органами страны-импортера.

До внесения изменений это правило не распространялось на случаи, когда законодательством страны-импортера было установлено иное в части товаров, маркируемых акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками). Теперь таким исключением являются товары, перемещаемые через границы внутри союза для переработки с последующим вывозом ее продуктов или транзитом.

(Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 95-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года")

Ратифицирован Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе.

Установлено, как в целях избежания двойного обложения НДС определять место реализации работ (услуг), которые выполняются (оказываются) хозяйствующими субъектами государств-участников таможенного союза по договорам, заключаемым между ними.

Также протоколом закрепляются перечень документов, подтверждающих факт выполнения работ (оказания услуг), и порядок их представления в налоговые органы. В отношении услуг по переработке давальческого сырья установлен особый порядок применения НДС.

Кроме того, расширен перечень работ (услуг), местом реализации которых признается место нахождения покупателя, а также даны конкретные определения терминов данных работ (услуг).

(Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 94-ФЗ "О ратификации Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе")

Утверждены данные, необходимые для исчисления НДПИ в отношении нефти, за апрель 2010 года.

С 1 января 2007 г. ставка НДПИ в отношении нефти, составляющая 419 руб. за 1 т добытой обезвоженной, обессоленной и стабилизированной нефти, умножается на 2 коэффициента. Это коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв). Приводятся данные для расчета налога за апрель 2010 г.

При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 82,35 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 29,1983 значение Кц определено как 7,5345 (в предыдущем налоговом периоде - 6,9666). Значение Кв определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Данные, применяемые для расчета НДПИ за март 2010 г., приведены в письме ФНС России от 19 апреля 2010 г. N ШС-37-3/5@.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 19 мая 2010 г. N ШС-37-3/1895 "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за апрель 2010 года")

Урегулирован порядок взимания косвенных налогов и контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе.

При экспорте товаров из одного государства-участника таможенного союза на территорию другого применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов. Установлен перечень документов, подтверждающих право на указанные налоговые льготы. Если их не представить (подать недостоверные данные), косвенные налоги и пени взимаются в соответствии с законодательством государства-экспортера. Такая процедура распространяется на предметы лизинга.

При импорте товаров косвенные налоги взимаются налоговым органом государства-импортера. Предусмотрены различные схемы реализации товаров и уплаты косвенных налогов. Налоговая база по НДС определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортируемых товаров. В расчет берется стоимость приобретенных товаров в соответствии с ценой сделки. Налоговая база при ввозе продуктов переработки определяется как стоимость работ по переработке давальческого сырья. Налоговой базой для обложения акцизами является объем, количество импортируемых подакцизных товаров. Суммы налогов исчисляются по ставкам государства-импортера.

(Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 98-ФЗ "О ратификации Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе")

Правовые новости

Определен порядок расчета размера расходов на материалы и запчасти при восстановительном ремонте транспортных средств для возмещения вреда имуществу потерпевшего при ДТП.

Федеральным законом от 01.02.2010 N 3-ФЗ был уточнен состав убытков, подлежащих возмещению по договорам ОСАГО. Было установлено, что размер расходов на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте, в порядке, определяемом Правительством РФ. При этом на указанные комплектующие изделия не может начисляться износ свыше 80 процентов их стоимости.

Утвержденными Правилами предусмотрено, что перечень повреждений транспортного средства определяется на основе результатов осмотра или независимой технической экспертизы (оценки) транспортного средства. Размер расходов рассчитывается на дату ДТП с учетом условий и географических границ товарных рынков материалов и запчастей, соответствующих месту ДТП. В Правилах приведены формулы расчета размера расходов на материалы, на запчасти, расчета размера износа кузова, шины, аккумуляторной батареи транспортного средства, комплектующих изделий из пластмассы и остальных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).

Расчет размера расходов будет проводиться с использованием информационного обеспечения, формируемого и распространяемого в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. В состав информационного обеспечения, в частности, входят: номенклатура и характеристика материалов для восстановительного ремонта; номенклатура комплектующих изделий, для которых устанавливается нулевое значение износа; полный перечень региональных товарных рынков материалов и запчастей; цены на материалы и запчасти; данные производителей транспортных средств о гарантии от сквозной коррозии кузова.

Правила вступают в силу по истечении 3 месяцев со дня официального опубликования.

(Постановление Правительства РФ от 24.05.2010 N 361 "Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств")

Скорректированы акты Правительства РФ в сфере электроэнергетики в связи с определением особенностей расчета стоимости электроэнергии (мощности) для потребителей в переходный период на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка.

В частности, участники оптового рынка территорий будут продавать мощность в объеме, равном мощности генерирующего оборудования и (или) соответствующем объему мощности, приобретенному в ценовой зоне оптового рынка для целей последующей продажи. Объем определяется на основании прогнозного баланса и умножается на коэффициент сезонности.

Коэффициенты на 2010 г. должны быть утверждены ФСТ России в месячный срок. В дальнейшем они будут определяться ежегодно не менее чем за 2 недели до начала соответствующего периода регулирования.

При заключении между участниками оптового рынка некоторых договоров купли-продажи электроэнергии, производимой и потребляемой объектами, введенными в эксплуатацию с 1 января 2008 г., должен учитываться предельный уровень цен. Он ежегодно определяется федеральным органом исполнительной власти в области госрегулирования тарифов. Срок - не позднее 1 декабря года, предшествующего началу периода регулирования. На 2010 г. уровень должен быть определен в 15-дневный срок.

Также Служба должна в 4-месячный срок утвердить методические указания по утверждению ставок на электроэнергию и (или) мощность. Они будут касаться указанных товаров, приобретаемых по регулируемым ценам (тарифам) на территориях для экспорта в иностранные электроэнергетические системы, а также приобретаемых в ценовых зонах оптового рынка и продаваемых затем на территориях.

(Постановление Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 344 "О расчете стоимости электрической энергии (мощности) для потребителей в переходный период на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка")

Установлены требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Субъекты естественных монополий и организации коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары и услуги которых регулируются, разрабатывают программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Они должны отвечать определенным требованиям.

Требования устанавливаются федеральным, региональным или местным органом власти. Они включают целевые показатели энергосбережения, перечень обязательных мероприятий и сроки их проведения, показатели энергоэффективности объектов и т. д. Программы организаций должны быть приведены в соответствие с установленными требованиями в течение 3 месяцев.

Требования устанавливаются в отношении каждой организации с учетом следующего.

Первое - не позднее 1 февраля года, в котором должны быть установлены требования, организация направляет в регулирующий орган предложения о целевых показателях и их значениях, перечне планируемых мероприятий, показателях энергосбережения и энергоэффективности.

Второе - ежегодно не позднее 1 февраля организации должны направлять отчеты о фактическом выполнении требований.

Третье - учитывается прогнозируемое изменение цен (тарифов) на товары (услуги) в результате установленных требований.

Требования устанавливаются начиная с 2010 г. на 3 года или на срок действия инвестиционной программы. Они могут ежегодно корректироваться.

Требования, установленные в 2010 г. на 2011-2012 гг., должны быть скорректированы до 1 апреля 2011 г.

(Постановление Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности")

Расширены функции Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства.

Установлено, что в определенных случаях он безвозмездно передает находящиеся в его собственности земли (в т. ч. с расположенной на них недвижимостью) в собственность юрлиц, определяемых распоряжениями Правительства РФ. Такие случаи устанавливаются решениями или поручениями Президента РФ.

Изменения позволят создать более благоприятные условия для реализации приоритетных государственных проектов и программ.

Решения о передаче принимает попечительский совет Фонда. Их проекты готовит правление. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 24 мая 2010 г. N 102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства")

Акционерные общества должны сообщать в регистрирующий (налоговый) орган о том, что находятся в процессе уменьшения своего уставного капитала, а также о стоимости чистых активов.

В течение 3 рабочих дней с даты принятия решения об уменьшении уставного капитала АО представляет заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ. К нему прилагается само решение.

Сведения о стоимости чистых активов АО направляются в течение 90 дней по окончании года (до 31 марта включительно), а также в течение 30 дней по окончании I, II и III кварталов (соответственно до 30 апреля, 30 июля и 30 октября включительно). АО, созданные после 1 октября, впервые представляют эти сведения до 30 апреля (включительно) года, следующего за годом их госрегистрации. При этом данные должны быть по состоянию на 31 марта текущего года. Приведена рекомендуемая форма для представления вышеуказанной информации. Она применяется до утверждения постоянной формы.

Заявителем может быть лицо, действующее от имени АО без доверенности. Его подпись должна быть нотариально засвидетельствована.

Если ранее было подано заявление по форме N Р14001, не требуется повторно представлять информацию по рекомендуемой форме.

Обязанность представлять сведения распространяется на АО, принявшие решение об уменьшении уставного капитала начиная с 31 декабря 2009 г. Данные о стоимости чистых активов подаются начиная с их оценки по состоянию на 31 декабря 2009 г.

Дела об административных правонарушениях в связи с непредставлением или несвоевременным представлением сведений возбуждаются после 10 июня 2010 г.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 21 мая 2010 г. N МН-37-6/2212 "По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что акционерное общество находится в процессе уменьшения уставного капитала, а также о стоимости чистых активов акционерного общества")


Финансы

Внесены изменения в Закон о дополнительных мерах по поддержке финансовой системы.

Ранее предусматривалось, что средства Фонда национального благосостояния могут быть размещены во Внешэкономбанке на депозиты сроком до 1 июня 2020 г. на общую сумму не более 40 млрд руб. по ставке 8,5% годовых.

Указанная ставка снижена до 6,25%.

С 9,5% до 6,5% снижена ставка по кредитам (займам) для Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, предоставляемым на срок до 1 июня 2020 г. Средства можно получить до 31 декабря 2011 г. (а не до 1 июня 2010 г.).

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 22 мая 2010 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации")

С 1 июня 2010 года вводятся в действие новые бланки платежных документов формы N ПД (налог), формы N ПД-4сб (налог) и формы Заявления физического лица на перевод денежных средств.

Указанные бланки платежных документов предназначены для уплаты платежей в структурных подразделениях Сбербанка РФ и являются документами, подтверждающими факт приема платежей физических лиц. Для плательщика уплата платежей по формам N ПД (налог), N ПД-4сб (налог) и Заявления физического лица на перевод денежных средств является равноценной. В приложениях к данному письму приведены образцы и размеры платежных документов N ПД (налог), N ПД-4сб (налог) и правила их заполнения, а также образец формы Заявления физического лица.

(Письмо ФНС РФ N КЕ-37-1/1960@, Сбербанка РФ N 10-1959 от 20.05.2010 "О внесении изменений в письмо МНС России и Сбербанка России от 10.09.2001 N ФС-8-10/1199/04-5198 "О новых бланках платежных документов на перечисление налогоплательщиками - физическими лицами налогов (сборов), пеней и штрафов в бюджетную систему РФ: форма N ПД (налог) и форма N ПД-4сб (налог)")


Таможня

С 1 июля 2010 г. вступают в силу соглашения и протоколы, формирующие договорно-правовую базу таможенного союза (ТС).

Это касается соглашений о правилах, по которым определяется страна происхождения товаров, о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в ТС. Кроме того, протоколов о порядке взимания косвенных налогов в соответствующих случаях.

Необходимо принять меры, чтобы прекратили действие межправительственные соглашения Казахстана и Белоруссии, России и Белоруссии, России и Казахстана о взимании косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. До этого указанные соглашения применяются только в той мере, в какой их положения совместимы с Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте в ТС.

(Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21 мая 2010 г. N 36 "О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза")

Ратифицировано Соглашение таможенного союза по санитарным мерам.

Оно распространяется на лиц, транспортные средства, а также подконтрольные товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенных границе и территории союза. Перечень определяется Комиссией союза. Также она утверждает положение о порядке надзора (контроля).

На территории союза применяются Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования и Единые формы документов, подтверждающих соответствие продукции (товаров) им. Требования и формы утверждаются Комиссией.

Ввоз и обращение товаров перечня на территории союза осуществляются при наличии указанных документов. Они выдаются органами и учреждениями сторон, уполномоченными в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и признаются всеми участниками соглашения. Документы, оформленные до вступления соглашения в силу, действительны до истечения срока их действия. Указанные органы и учреждения могут проводить совместные проверки, запрашивать протоколы лабораторных исследований (испытаний).

(Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 100-ФЗ "О ратификации Соглашения таможенного союза по санитарным мерам")

Ратифицировано Соглашение таможенного союза о карантине растений.

Оно подписано в Санкт-Петербурге 11 декабря 2009 г. Цель соглашения - обеспечить охрану территории таможенного союза от ввоза и распространения карантинных вредных организмов и продукции, не соответствующей фитосанитарным карантинным требованиям государств-участников.

Для реализации соглашения необходим перечень продукции (грузов, материалов, товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на границе и территории таможенного союза.

Также должен быть разработан порядок карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на границе таможенного союза.

Эти документы формирует, утверждает и ведет Комиссия таможенного союза с даты наделения соответствующими полномочиями.

Уполномоченные органы сторон осуществляют карантинный фитосанитарный контроль (надзор) в пунктах пропуска либо в иных местах, в которых оборудуются специальные посты.

Подкарантинная продукция ввозится на территорию таможенного союза на основании импортного карантинного разрешения. Также необходим экспортный или реэкспортный фитосанитарный сертификат.

(Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 99-ФЗ "О ратификации Соглашения таможенного союза о карантине растений")

Ратифицированное соглашение предусматривает разработку ряда единых для таможенного союза документов, касающихся ветеринарно-санитарных мер.

Это перечень подконтрольных товаров и ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований к ним, порядок ветеринарного контроля на границе и территории таможенного союза, правила проведения совместных проверок (инспекций), формы ветеринарных сертификатов, сводный перечень опасных и карантинных болезней животных.

Указанные документы должна утвердить Комиссия таможенного союза. Установлены общие правила ветеринарного контроля (надзора), регламентирована информационная, научно-методическая и техническая поддержка, урегулированы вопросы, касающиеся совместных проверок (инспекций) на территориях сторон. В соответствии с соглашением каждая партия подконтрольных товаров импортируется в таможенный союз при наличии разрешения. Оно выдается уполномоченным органом государства, куда ввозятся указанные товары. Также должен быть ветеринарный сертификат. Его выдает компетентный орган страны отправления товара.

(Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 93-ФЗ "О ратификации Соглашения таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам")

Утвержден новый порядок определения или изменения мест нахождения таможенных органов.

Места нахождения таможенных органов, а также их структурных подразделений, имеющих отдельный код, устанавливаются приказами ФТС России. Места нахождения структурных подразделений таможенный органов, не имеющих отдельные коды, отличные от мест нахождения самих органов, могут устанавливаться исходя из служебной необходимости. Должны соблюдаться нормы и требования к условиям размещения и работы должностных лиц.

РТУ и таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, рассматривают обращения об определении или изменении мест нахождения органов и направляют в Главное организационно-инспекторское управление соответствующие представления. Представления должны содержать сведения о структуре и штатной численности таможенных органов, о регионе деятельности и др. Указывается информация о лицах, на территории (в помещениях) которых планируется их разместить. Это не касается владельцев таможенных складов, СВХ и магазина беспошлинной торговли.

Определен перечень документов, прилагаемых к представлениям. Приказ ГТК России от об определении или изменении места нахождения таможенного органа при его создании, перемещении или переподчинении другому органу признан утратившим силу.

Приказ вступает в силу с 1 июня 2010 г.

(Приказ Федеральной таможенной службы от 18 мая 2010 г. N 965 "Об утверждении Порядка определения или изменения местонахождения таможенного органа")

С 1 июня 2010 года установлены новые ставки таможенных пошлин на нефть сырую и товары из нефти, вывозимые с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе.

В частности, ставка пошлины для нефти сырой составит 292,1 доллара США за 1000 кг (с 1 мая 2010 года - 284 доллара США за 1000 кг). Вывоз топлива жидкого, масел, отработанных нефтепродуктов будет осуществляться по ставке таможенной пошлины в размере 112,7 доллара США (ранее - 109,7 доллара США за 1000 кг). С 203,7 до 209,1 доллара США за 1000 кг повышена ставка пошлины на легкие и средние дистилляты, газойли, бензол, толуол, ксилолы. Ставка пошлины на пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы будет составлять 27,3 доллара США за 1000 кг (в настоящее время - 53 доллара США за 1000 кг).

(Постановление Правительства РФ от 26.05.2010 N 369 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории РФ и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе")

Внесены изменения в ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Законом от 30 июня 2006 г. было признано утратившим силу Постановление Верховного Совета РФ, определявшее коэффициенты, на которые умножался заработок работников в целях исчисления размера возмещения работодателями вреда, причиненного здоровью в ходе исполнения трудовых обязанностей.

Коэффициенты устанавливались для вреда, определенного в 1971 г. и предшествующие периоды, на каждый год вплоть до 1991. Кроме того, по повреждениям здоровья, полученным до 1 января 1991 г., применялся повышающий коэффициент 6, полученным с 1 января 1991 г. до 31 января 1993 г. - 3.

Поправками восстанавливается данный порядок осовременивания заработка за прошлое время. Закон дополнен нормами о применении указанных коэффициентов при исчислении заработка, принимаемого для расчета размера ежемесячной страховой выплаты. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Выплаты, начисленные со дня введения в действие закона от 30 июня 2006 г., пересчитываются с даты их назначения.

(Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний")

Предоставлены некоторые преференции высококвалифицированным специалистам-иностранцам.

К ним относятся лица, имеющие опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности. По общему правилу размер выплачиваемой им в России зарплаты должен составлять не менее 2 млн руб. в год. Она будет облагаться НДФЛ по ставке 13%.

Специалисты приглашаются работодателями вне квот на выдачу приглашений на въезд в Россию в целях осуществления трудовой деятельности и квот на выдачу разрешений на работу. Разрешение предоставляется таким лицам на период действия трудового или гражданско-правового договора. На основании разрешения специалистам, их супругам и детям на тот же срок оформляется вид на жительство.

Усовершенствован механизм регулирования трудовой деятельности лиц, законно въехавших в Россию в безвизовом порядке и работающих у физлиц, не преследующих цели извлечь прибыль.

Такие иностранцы должны приобретать патент в территориальных органах федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. НДФЛ они вносят в виде фиксированных авансовых платежей (1000 руб. в месяц). В дальнейшем эта сумма будет индексироваться.

С 1 января 2013 г. все иностранцы, приезжающие в Россию на работу в безвизовом порядке, подлежат фотографированию и дактилоскопической регистрации при выдаче разрешений на работу. Исключение - высококвалифицированные специалисты и случаи, предусмотренные международными договорами.

Закон вступает в силу с 1 июля 2010 г., за исключением некоторых положений, для которых установлены иные сроки.

(Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации")


Судебная практика

Об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности.

Согласно законодательным поправкам дела по жалобам о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков должен рассматривать специальный судебный орган - Дисциплинарное судебное присутствие.

В связи с этим вносятся изменения в ранее подготовленные разъяснения, касающиеся оспаривания решений о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности.

Если такая ответственность предусматривается в виде предупреждения, то решение, принятое Высшей квалификационной коллегии судей РФ (ВККС), обжалуется в ВС РФ, а аналогичное решение региональных квалификационных коллегий судей (ККС) - в соответствующих судах общей юрисдикции на региональном уровне. При том перечисленные решения могут обжаловать лишь судьи, в отношении которых они приняты.

Если речь идет о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение дисциплинарного проступка, то дела по соответствующим жалобам или обращениям Председателя ВС РФ рассматриваются Дисциплинарным судебным присутствием. Ранее указанные дела относились только к компетенции ВС РФ.

Указанное обращение Председатель ВС РФ может направить в случае обжалования им отказа в удовлетворении представлений о прекращении полномочий судьи, совершившего проступок.

Теперь ВС РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании решений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо их отставке (если полномочия прекращены не из-за дисциплинарного проступка).

Если по решению ККС прекращаются полномочия председателя суда, его заместителя (в т. ч. досрочно) из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих должностных обязанностей, за ними сохраняются полномочия судьи.

(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 мая 2010 г. N 11 "О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 мая 2007 г. N 27 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности")

Наличие "Консультанта Плюс" не лишает права учесть расходы на информационные услуги.

В ходе проверки налоговый орган счел неправомерным включение налогоплательщиком в расходы по налогу на прибыль затрат по оплате информационных услуг по вопросам, связанным с налогообложением предприятий и организаций, поскольку представленные отчеты имеют общий обезличенный характер и могут быть применены к деятельности любой организации, не содержат какого-либо анализа, обобщения или трансформации правовой и экономической информации, нормативно-правовых актов и судебной практики и представляют собой перечень нормативно-правовых документов и журнальных статей из справочно-правовой системы (СПС) "Консультант".

Кроме того, налогоплательщик уже произвел аналогичные расходы, заключив также договор о предоставлении информационного банка данных системы "Консультант Плюс".

По результатам проверки налогоплательщику доначислен налог на прибыль, соответствующие пени и штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ.

Суд указал, что подпунктами 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ установлена возможность для отнесения налогоплательщиками в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходов на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги.

При этом расходы, обусловленные необходимостью осуществления организацией своей деятельности, исходя из действующего налогового законодательства, предполагают признание их экономически оправданными (обоснованными). НК РФ не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиками расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности (Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.2004 N 3-П, Определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П).

(Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 марта 2010 г. по делу N А33-14146/2008)


Прочее

Зарплата сотрудника за границей: облагать или не облагать НДФЛ?

Письмом от 05.05.10 № 03-04-06/6-88 Минфин разъяснил, что если в соответствии с трудовым договором место работы сотрудников филиала организации находится в иностранном государстве, получаемое ими вознаграждение не относится к доходам от источников в РФ.

До того, как сотрудники будут оставаться налоговыми резидентами, их доходы облагаются НДФЛ по ставке 13%.

Если же в течение налогового периода сотрудник становится нерезидентом и остается таким до конца налогового периода, то такие лица не признаются плательщиками НДФЛ по доходам, полученным от источников за пределами РФ.

Соответственно, обязанностей налогоплательщика по декларированию доходов от источников за пределами Российской Федерации, в том числе полученных до приобретения статуса нерезидента, и уплате налога на доходы физических лиц такие лица не имеют.

(Письмо Минфина РФ от 05.05.10 № 03-04-06/6-88)

Как учесть скидки покупателям.

Письмом Минфина от 07.05.10 № 03-03-06/1/316 разъяснены вопросы учета в целях налогообложения прибыли полученных скидок.

Разъяснено, что премии (скидки), полученные покупателем вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок, не связанные с изменением цены единицы товара, учитываются в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов, перечень которых является открытым (ст. 250 НК РФ).

(Письмо Минфина России от 24.02.10 № 3-5-04/227)

Минфин разъяснил порядок работы над ошибками.

Письмом от 12.05.10 № 03-03-06/1/322 Минфин разъяснил, что в случае обнаружения ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).

Налогоплательщики, выявившие в прошлом налоговом периоде ошибки (искажения), которые привели к излишней уплате налога на прибыль организаций, начиная с 1 января 2010 года в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 54 НК РФ вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога на прибыль организаций за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены такие ошибки.

(Письмо Минфина РФ от 12.05.10 № 03-03-06/1/322)

Апелляционная инстанция не может ухудшать положение налогоплательщика.

Налогоплательщик обжаловал в управление (вышестоящий налоговый орган) решение по итогам выездной налоговой проверки. Управление, согласившись с доводами налогоплательщика, изложенными в апелляционной жалобе, используя данные выездной налоговой проверки, произвело новый расчет налогов, усмотрев в действиях налогоплательщика иное правонарушение, не отраженное в Решение нижестоящего налогового органа.

Суд указал, что в соответствии со статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган вправе: оставить жалобу без удовлетворения; отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку; отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении; изменить решение и вынести новое решение.

То, что решение принимается по итогам рассмотрения жалобы, ограничивает вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) пределами (предметом) такой жалобы. При этом рассмотрение вышестоящим органом жалоб не предполагает ухудшение положения налогоплательщика, иначе это препятствовало бы свободному волеизъявлению лица на реализацию своего права на обжалование принятого в отношении него решения.

Таким образом, вышестоящий налоговый орган, установив в ходе рассмотрения апелляционной жалобы обстоятельства, которые не нашли своего отражения в оспариваемом решении и материалах выездной налоговой проверки, не вправе был производить доначисление налогов по новым основаниям, осуществляя тем самым контрольную функцию за деятельностью нижестоящего налогового органа вне процедуры, определенной законодательством в подпункте 1 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации.

(Постановление Федерального Арбитражного Суда Западно - Сибирского округа от 13 мая 2010 г. по делу N А75-7317/2009)