Авансовые платежи и денежным залог по таможенным платежам: проблемы возврата Налоговый учет для бухгалтера №1

Введение

Таможенным кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ) закреплена обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов, возникающая (статья 319 ТК РФ):

- при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы;

- при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

В силу статьи 331 ТК РФ таможенные пошлины и налоги уплачиваются на счет Федерального казначейства в валюте Российской Федерации.

Вместе с тем, ТК РФ допускает уплату таможенных платежей и налогов несколько иным способом – внесение авансовых платежей с последующим зачетом в счет уплаты таможенных платежей.

Однако, не смотря на то, что уплата таможенных платежей путем зачета авансовых платежей, на первый взгляд, удобная форма уплаты платежей, в процессе внесения, использования и, главное, возврата неиспользованных авансовых платежей, плательщики сталкиваются с рядом проблем.

Помимо уплаты таможенных платежей, действующий ТК РФ предусматривает в определенных случаях внесение обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов, среди которых необходимо выделить такой способ обеспечения уплаты платежей, как перечисление денежных средств на счет Федерального казначейства (денежный залог).

Опять же, казалось бы, в ТК РФ подробно закреплена процедура внесения денежного залога, процедура обращения взыскания на эти средства и процедура возврата неиспользованного денежного залога, но тем не менее, проблемы связанные с возвратом денежного залога у плательщика также возникают.

В представленной статье будут рассмотрены все существующие на данный момент проблемы, связанные с авансовыми платежами и денежным залогом.

I. Авансовые платежи

В силу норм статьи 330 ТК РФ авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет Федерального казначейства в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.

Пунктом 2 статьи 330 ТК РФ установлено, что авансовые платежи уплачиваются в валюте Российской Федерации, т.е. в рублях.

Необходимо отметить, что до 01.10.2009 порядок уплаты авансовых платежей был иной:

- авансовые платежи вносились в кассу или на счет таможенного органа;

- согласно статье 330 ТК РФ в редакции до 09.04.2009 авансовые платежи допустимо было уплачивать как в валюте РФ так и в иностранной валюте[1].

09.04.2009 принят Федеральный закон № 58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым были внесены изменения в статьи ТК РФ, касающиеся порядка уплаты таможенных платежей, авансовых платежей и денежного залога.

В соответствии с этим законом, авансовые платежи теперь уплачиваются на счет Федерального казначейства и только в валюте Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, в силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона № 58-ФЗ от 09.04.2009, с 01.10.2009 по 30.06.2010 осуществляются следующие мероприятия:

- перечисление в федеральный бюджет остатков средств со счетов таможенных органов по учету таможенных и других платежей от внешнеэкономической деятельности;

- переход на уплату плательщиками таможенных и иных платежей в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства, предназначенный для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

- закрытие счетов по учету таможенных и других платежей от внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона № 58-ФЗ от 09.04.2009 ФТС РФ разработан график перехода уплаты платежей на единый счет Федерального казначейства[2]:

- ФТС России - Октябрь 2009г;

- Центральная энергетическая таможня - Октябрь 2009г;

- Центральная акцизная таможня - Ноябрь 2009г;

- Центральное таможенное управление - Ноября 2009г;

- Северо-Западное таможенное управление - Декабрь 2009г;

- Дальневосточное таможенное управление - Декабрь 2009г;

- Шереметьевская таможня - Январь 2010г;

- Домодедовская таможня - Февраль 2010г;

- Внуковская таможня - Февраль 2010г;

- Уральское таможенное управление - Март 2010г;

- Сибирское таможенное управление - Март 2010г;

- Южное таможенное управление - Апрель 2010г;

- Приволжское таможенное управление - Апрель 2010г.

Как следует из официальной информации, размещенной на интернет ресурсе Федеральной таможенной службы РФ во исполнение Федерального закона от  9 апреля 2009 года № 58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 октября 2009 года таможенными органами будет производиться  поэтапное закрытие счетов в валюте Российской Федерации № 40314 «Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности» (далее – счет № 40314)[3]:

«….При закрытии счета № 40314 остатки денежных средств, уплаченных на счета № 40314 и не использованные участниками внешнеэкономической деятельности, будут перечислены на отдельный счет № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» (далее – счет № 40101) с кодом бюджетной классификации 15311009000010000180 «Авансовые платежи в счет будущих таможенных и иных платежей» и в дальнейшем могут использоваться участниками ВЭД при таможенном оформлении.

Закрытие счетов № 40314 будет осуществляться согласно графику, приведенному в приложении. Сроки, указанные в графике, предварительные и могут быть изменены. Информация о дате закрытия счета № 40314 и реквизитах счета № 40101 для перечисления денежных средств участниками ВЭД будет размещаться таможенными органами на информационных стендах не позднее трех рабочих дней до дня закрытия счета. Информация о денежных средствах, зачисленных на счет № 40101 для таможенного органа, у которого не закрыт счет № 40314, в таможенный орган доводиться не будет».

В соответствии с пунктом 3 статьи 330 ТК РФ денежные средства, перечисленные на счет Федерального казначейства в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока лицо, внесшее авансовые платежи, не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 ТК РФ.

В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.

Важно! Часто на практике таможенные органы отказывают в распоряжении денежными средствами, внесенными в качестве авансовых платежей, на том основании, что лицом, намеренным распорядиться указанными средствами, либо подана просто декларация без дополнительных документов, либо подана временная или периодическая декларация.

Вместе с тем, данные действия таможенных органов не являются законными и обоснованными по следующим причинам.

Как следует из пункта 5 Письма ФТС РФ № 01-11/11710 от 28.03.2008 «О направлении обзора практики рассмотрения жалоб» поскольку ТК РФ не связывает возможность распоряжения авансовыми платежами с конкретным типом таможенной декларации, поэтому даже подача предварительной декларации должна рассматриваться как основание для распоряжения авансовыми платежами.

Кроме того, в силу норм статьи 124 ТК РФ (в редакции Федерального закона  № 207-ФЗ от 24.07.2009) под декларированием понимается заявление таможенному органу в таможенной декларации (в том числе  в неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации) сведений о товарах.

Таким образом, в ТК РФ внесены соответствующие изменения, которые не должны теперь давать таможенным органам повод отказать декларанту в его законном праве распорядиться авансовыми платежами, в случае если он подает временную, неполную или периодическую декларацию.

В силу норм пункта 4 статьи 330 ТК РФ по требованию плательщика таможенный орган обязан представить отчет о расходовании средств, внесенных в качестве авансовых платежей. Отчет утвержден Распоряжением ГТК РФ № 647-р от 27.11.2003.

Отчет предоставляется таможенным органов в течение 30 дней с момента предъявления требования от плательщика.

В случае, если плательщик не согласен с результатами отчета, таможенный орган проводит выверку. Результат выверки оформляется актом по форме, утвержденной Приказом ГТК РФ № 849 от 04.08.2003.

Нормами пункта 5 статьи 330 ТК РФ установлено, что возврат авансовых платежей осуществляется по заявлению лица, если такое заявление подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей. Если лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. Возврат осуществляется в порядке Главы 33 ТК РФ.

Форма заявления установлена Приказом ГТК РФ № 607 от 25.05.2004 «Об утверждении перечня документов и формы заявления».

Дополнительно, заявитель предоставляет в таможенный орган следующий перечень документов:

- Документ, подтверждающий поступление таможенных платежей;

- Документ, на основании которого проводилось расходование авансовых платежей;

- Свидетельство ИНН (если оно не было представлено ранее);

- Свидетельство ОГРН или ОГРНИП;

- Документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей.

Важно! Нормами пункта 3 статьи 355 ТК РФ установлено, что общий срок рассмотрения заявления о возврате и принятия решения о возврате не может превышать 1 месяц со дня подачи заявления.

При нарушении срока, установленного в пункте 3 статьи 355 ТК РФ, на сумму не возвращенных платежей начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действующей на период нарушения срока (см. по данному вопросу также Постановление ФАС Северо-Кавказского Округа № Ф08-7260/2006-2976А от 23.01.2007).

II. Денежный залог

Таможенный кодекс предусматривает несколько случаев обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных платежей (статья 337 ТК РФ):

- предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов;

- условного выпуска товаров;

- перевозки и (или хранения) иностранных товаров;

- осуществления деятельности в области таможенного дела;

- осуществление деятельности в области резидента портовой ОЭЗ;

- в иных случаях, предусмотренных ТК РФ.

Согласно статье 340 ТК РФ существуют следующие способы обеспечения исполнения обязательств по уплате платежей:

- залог товаров и иного имущества;

- банковская гарантия;

- перечисление денежных средств на счет Федерального казначейства или в случае, установленном пунктом 3 статьи 287 ТК РФ, внесением их в кассу таможенного органа (денежный залог);

- поручительство.

Ко всем способам обеспечения обязательств по уплате таможенных платежей, кроме денежного залога, применяются положения ГК РФ. Поэтому, скажем, право требования плательщиком возврата денежного залога регулируется ТК РФ и не является гражданско-правовым обязательством, которое согласно статье 382 ГК РФ может быть передано по договору цессии иному лицу (по данному вопросу см. Постановление ФАС Дальневосточного Округа № Ф03-4844/2009 от 22.09.2009)[4].

В силу норм пункта 1 статьи 345 ТК РФ денежный залог перечисляется на счет Федерального казначейства, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 287 ТК РФ. Перечисление на счет Федерального казначейства, а в случае, установленном пунктом 3 статьи 287 ТК РФ, внесение в кассу таможенного органа денежного залога производятся в валюте Российской Федерации. Проценты на сумму денежного залога не начисляются.

Пунктом 3 статьи 287 ТК РФ установлено, что денежный залог может быть внесен физическим лицом, перемещающим товары через таможенную границу для личного пользования, в кассу таможенного органа или на счет Федерального казначейства[5].

В соответствии с пунктом 5 статьи 345 ТК РФ в подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему денежные средства, выдается расписка по форме, утвержденной Приказом ГТК РФ № 1311от 24.11.2003 «Об утверждении формы таможенной расписки, добавочных листов к таможенной расписке, а также инструкции о порядке заполнения и использования таможенной расписки».

Таможенная расписка заполняется в трех экземплярах, согласно Приказу ГТК РФ № 1311 от 24.11.2003, к таможенной расписке может прилагаться до 10 добавочных листов.

Первый экземпляр таможенной расписки и квитанция к КПО выдаются плательщику для передачи инспектору-исполнителю в качестве подтверждения оплаты, а также для окончательного оформления третьего экземпляра таможенной расписки (пункт 20 Приказа ГТК РФ № 1311 от 24.11.2003).

Третий экземпляр таможенной расписки выдается на руки плательщику, а первый экземпляр таможенной расписки хранится в соответствии с установленным порядком вместе с другими документами по внесению обеспечения.

Важно! На практике таможенные органы отказывают в возврате залога ввиду того, что у заявителя отсутствует экземпляр таможенной расписки. Вместе с тем, отсутствие таможенной расписки не является основанием для отказа в возврате денежного залога. В случае утери расписки, согласно Письму ФТС РФ № 01-06/30319 от 05.09.2005, по решению таможенного органа оформляется дубликат расписки[6].

В пункте 3 статьи 345 ТК РФ установлены последствия неисполнения обеспеченных денежным залогом обязательств. При неисполнении указанных обязательств происходит обращение взыскания на денежные средства, внесенные в качестве денежного залога.

Обращение взыскания на суммы денежного залога осуществляется без направления требования об уплате таможенных платежей и без взыскания таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках.

Взыскание осуществляется в течение трех рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения обязательства. Таможенный орган информирует плательщика о произведенном взыскании в течение трех рабочих дней.

III. Проблемы возврата

Как уже упоминалось выше, до 01.10.2009 в соответствии с нормами пункта 5 статьи 330 ТК РФ возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным Главой 33 ТК РФ для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.

На практике таможенные органы руководствовались Распоряжением ГТК РФ № 647-р от 27.11.2003 «Об утверждении Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам» - далее Распоряжение № 647-р.

В соответствии с пунктом 8.21 Распоряжения № 647-р если заявление о возврате авансовых платежей не подано в установленные сроки, указанные денежные средства подлежат перечислению в федеральный бюджет.

Важно! На практике таможенные органы отказывали заявителю в возврате денежных средств, руководствуясь пунктом 8.21 Распоряжения № 647-р. Вместе с тем, судебная практика однозначно указывает на то, что Распоряжение № 647-р противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, а именно, положением пункта 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, статьи 330 ТК РФ, и согласно пунктам 2, 3 статьи 6 ТК РФ применяться не может (по данному вопросу см., например Постановление ФАС Поволжского Округа № А12-3412/2008 от 23.12.2008; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-5052/2008-АК от 19.06.2008).

Также судами было указано на тот факт, что авансовые платежи являются собственностью плательщика и таможенного органа отсутствуют полномочия на списание данных средств в бюджет. Кроме того, по мнению судов, трехгодичный срок – это срок, в течение которого необходимо подать заявление, по истечение указанного срока авансовые платежи остаются на счетах таможенного органа, а плательщик вправе распоряжаться ими дальше, т.е. осуществлять за счет этих средств уплату таможенных платежей (Постановление ФАС Дальневосточного Округа № Ф03-2489/2009 от 15.06.2009; Постановление ФАС Уральского Округа № Ф09-1099/07-С1 от 28.02.2007).

Между тем, начиная с 01.10.2009 ситуация с возвратом авансовых платежей изменилась, в пункт 5 статьи 330 ТК РФ внесены значительные изменения:

«Возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей. Если лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат».

Таким образом, законодатель фактически признал действия таможенных органов по списанию в бюджет невостребованных авансовых платежей. Теперь такое списание будет проводиться автоматически по истечении трехгодичного срока, отведенного на подачу заявления о возврате.

Вместе с тем, нельзя согласится с указанной позицией законодателя, поскольку она также, как и позиция таможенных органов ранее, противоречит нормами части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, поскольку в силу норм части 2 и части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В силу того, что в соответствии с пунктом 3 статьи 330 ТК РФ денежные средства, внесенные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего указанные средства и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до того, как лицо не даст распоряжение об их использовании, то и неиспользованные авансовые платежи также продолжают оставаться имуществом плательщика.

В соответствии с вышеизложенным, пункт 5 статьи 330 ТК РФ противоречит пункту 3 указанной статьи.

Данное противоречие может быть устранено в случае, если законодатель пересмотрит положения пункта 5 статьи 330 ТК РФ, либо в случае, если Конституционный Суд Российской Федерации признает пункт 5 статьи 330 ТК РФ в части списания невостребованных авансовых платежей в бюджет, противоречащим статье 35 Конституции Российской Федерации.

В силу норм пункта 1 статьи 357 ТК РФ возврат денежного залога осуществляется при условии исполнения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о его возврате подано в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения обязательства. По истечении указанного срока невостребованные суммы денежного залога учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат. До 01.10.2009 норма пункта 1 статьи 357 ТК РФ звучала практически также.

Денежный залог возвращается при представлении таможенной расписки (пункт 5 статьи 345 ТК РФ) в валюте Российской Федерации.

Возврат денежного залога не производится при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей, пеней или процентов в размере такой задолженности. Таможенный орган вправе обратить взыскание на денежный залог в соответствии со статьей 353 ТК РФ.

При возврате сумм денежного залога проценты с них не выплачиваются, суммы не индексируются и комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.

Заявление о возврате денежного залога подается по форме, утвержденной Приказом ГТК РФ № 607 от 25.05.2004 «Об утверждении перечня документов и формы заявления»[7].

 Пунктом 4 статьи 345 ТК РФ также установлена возможность для плательщика потребовать от таможенного органа использовать денежный залог:

- для уплаты таможенных платежей;

- для зачета в счет будущих таможенных платежей;

- для обеспечения уплаты таможенных платежей по другому обязательству перед таможенными органами.

Также как и в случае с авансовыми платежами, если в течение трех лет не подано заявление о возврате (зачете) денежного залога, он автоматически списывается в составе неналоговых доходов в федеральный бюджет.

Примечательно, что если в отношении неправомерного списания авансовых платежей судебная практика была едина во мнении относительно неправомерности списания авансовых платежей в бюджет, то в отношении денежного залога такого мнения нет и, скорее всего не будет.

Однако, как и в случае с авансовыми платежами, нельзя согласится с мнением законодателя относительно бесспорного списания после трех лет денежного залога, поэтому норма пункта 1 статьи 357 ТК РФ требует переработки.