В
соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 №167-ФЗ (далее по тексту –
Федеральный закон №167-ФЗ) обязательное пенсионное страхование представляет
собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных
мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в
пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного
страхового обеспечения. Застрахованными лицами в системе обязательного
пенсионного страхования являются граждане Российской Федерации, а также
постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации
иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору
или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются
выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному
договору. При этом страхователями для указанных лиц являются работодатели –
организации, производящие выплаты своим работникам, а страховщиком – Пенсионный
фонд Российской Федерации (далее по тексту - ПФР).
Права и
обязанности страхователей в системе обязательного пенсионного страхования
закреплены в статье 14 Федерального закона №167-ФЗ. Согласно указанной статье
работодатели обязаны, в том числе, представлять в территориальные органы
страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального
(персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты
обязательного страхового обеспечения. Индивидуальный (персонифицированный) учет
сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства
Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, осуществляется на
основании Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в
системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 №27-ФЗ (далее по
тексту – Федеральный закон №27-ФЗ), в соответствии с которым страхователи
представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их
регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных
бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и
других документов по учету кадров.
Такие
сведения в отношении каждого работника страхователь предоставляет в
территориальный орган страховщика ежегодно до 1 марта года, следующего за
расчетным периодом (пункт 2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ). В целях
реализации этой обязанности работодателя утверждено Постановление Правления
Пенсионного фонда Российской Федерации «О формах документов индивидуального
(персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и
Инструкции по их заполнению» от 31.07.2006 №192п (далее по тексту -
Постановление №192п), а также Инструкция о порядке ведения индивидуального
(персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей
обязательного пенсионного страхования, утвержденная Постановлением
Правительства РФ от 15.03.1997 №318 (далее по тексту – Инструкция №318). Оба
этих документа устанавливают требования в части порядка предоставления
сведений, а также оформления документов, содержащих такие сведения,
предоставляемых страхователем в ПФР.
Страхователи
представляют в органы ПФР по месту своей регистрации следующие документы:
Согласно
пункту 43 Постановления №192п при представлении сведений, начиная с 2002 года,
страхователем заполняется:
Исходя из
приведенных выше норм, страхователь обязан предоставлять указанные формы,
отражающие сведения о страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц,
заполненные по правилам, содержащимся в Постановлении №192п, а ПФР, на
основании статьи 16 Федерального закона №27-ФЗ обязан осуществлять контроль за
правильностью представления страхователями сведений, определенных Федеральным
законом №27-ФЗ, в том числе по их учетным данным.
Указанные
документы подшиваются в папки. Отчетность должна быть подписана главным
бухгалтером, директором, а также ставится печать: на формах АДВ-6-1, на списках
застрахованных лиц, на форме АДВ-11, на пояснительной записке.
Пачка
входящих документов может сопровождаться электронным представлением, содержащим
информацию всех документов пачки в соответствии с Приложением № 4 к
Постановлению №192п. Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона №27-ФЗ
территориальные органы ПФР не должны отказывать организации в приеме документов
только на бумажных носителях (без представления сведений в электронном виде).
Кроме того,
скорее всего, при сдаче отчетности в ПФР проверяющие попросят принести копии
платежек о перечисленных суммах страховых взносов, а также доверенность,
заверенную подписью руководителя и печатью организации, - если документы в ПФР
представляет бухгалтер, курьер или любой другой работник организации.
По почте
отчетность в ПФР лучше не отправлять - отчетность может потеряться, и тогда
сложно будет доказать, что она вообще была представлена (Постановление Девятого
арбитражного апелляционного суда от 21.03.2007 №09АП-1505/2007). В
законодательстве нет прямого запрета на отправку по почте, а также прямого
указания на обязанность представлять отчетность в отделение ПФР лично, но на
практике работники ПФР часто не считают такую отчетность принятой, если при ее
проверке будут обнаружены какие-либо ошибки и неточности. В этом случае в адрес
организации будет направлено уведомление, содержащее протокол об ошибках. А
если в итоге будет нарушен срок представления индивидуальных сведений или
исправления ошибок, то есть риск применения штрафных санкций за несвоевременное
предоставление сведений.
Обращаем
Ваше внимание, что согласно пункту 34 Инструкции №318, сведения, содержащиеся в
представленных страхователем документах, подготовленных с нарушением этой
Инструкции и требований Пенсионного фонда Российской Федерации в части
форм документов и правил их заполнения, в лицевые счета не вносятся. Эти
документы или их копии территориальный орган возвращает страхователю с
указанием обнаруженных нарушений. Следовательно, ПФР имеет право отказать во
внесении в лицевые счета только тех сведений, которые содержатся в неправильно
оформленных документах.
Кроме этого,
у ПФР есть право проводить проверки, запросы дополнительных сведений, а также
сверки сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах с
данными налоговых органов и органов федерального казначейства, с целью
осуществления контроля за достоверностью сведений о трудовом (страховом) стаже
за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного
страхования и о заработной плате (доходе).
Согласно
пунктам 35, 36 Инструкции №318 при обнаружении несоответствия между
представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и
результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об
имеющихся расхождениях и необходимости их устранения. Страхователь в
2-недельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях
между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки
устраняет их и представляет в территориальный орган уточненные данные. Если
страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения,
территориальный орган принимает решение о корректировке сведений и уточнении
лицевых счетов застрахованных лиц. Фактически это означает, что ПФР при
обнаружении несоответствия сведений, содержащихся в надлежаще оформленных
документах, представленных страхователем, сведениям, выявленным страховщиком в
ходе сверок, не имеет права не вносить скорректированные сведения в лицевые
счета[1].
Аналогичный вывод содержится в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от
31.10.2007 №Ф03-А04/07-2/3577, в котором суд указал следующее: «из смысла
приведенных норм следует, что индивидуальные сведения в установленных законом
случаях могут быть скорректированы и, во всяком случае, не следует, что они могут
быть не приняты органом Пенсионного фонда или возвращены страхователю».
При этом на
практике страховщик все же иногда не принимает сведения, которые работодатель
подает в органы ПФР.
Согласно
статье 18 Федерального закона №27-ФЗ споры между органами ПФР, страхователями и
застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета
разрешаются судом. Суд при этом должен выяснить, каким образом действия
(бездействие) ПФР нарушают права и законные интересы заявителя (страхователя) в
сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, и с учетом
установленных обстоятельств рассмотреть поданное заявление (Постановление ФАС
СКО от 21.02.2005 №Ф08-414/2005-166А). При этом, обращаем Ваше внимание, что
оспариваться в судебном порядке может не только письменный отказ ПФР, а также и
бездействие ПФР, выразившееся в отказе дать какие либо письменные (устные)
объяснения при возврате и/или непринятии сведений о застрахованных лицах.
С учетом
требований вышеназванных норм арбитражный суд по заявлению страхователя, у
которого не были приняты сведения по застрахованным лицам, обязан проверить
правомерность действий ПФР по возврату и/или непринятию сведений, необходимых
для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, а также
правомерность возложения на предприятие обязанности по переоформлению указанных
документов. Так, в Постановлении ФАС МО от 30.06.2003 №КА-А40/3977-03 указано,
что отказ Пенсионного фонда в принятии от заявителя индивидуальных сведений на
застрахованных лиц на 2002 год, выраженный в письме ОПФР от 17.10.2002
№203-3998, может быть оспорен в арбитражном суде в порядке статьи 198 АПК РФ.
При
разрешении подобных споров суды обязывают ПФР принимать сведения от
страхователей, необходимые для персонифицированного учета. В Постановлении ФАС
ДО от 31.05.2006 №Ф03-А04/06-2/1093 суд пришел к выводу, что государственное
учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе
Свободном не наделено правом отказа страхователям в принятии индивидуальных сведений
о застрахованных лицах, следовательно, состоявшиеся по делу судебные акты в
указанной части подлежат отмене, а требования ГУП «Мазановский охотпромхоз» -
удовлетворению.
Часто
происходит так, что ПФР отказывает страхователю в принятии сведений о застрахованных
лицах, а потом применяет ответственность в виде штрафных санкций за
несвоевременное предоставление сведений. При применении ПФР ответственности к
страхователю за несвоевременное предоставление сведений в нарушение пункта 2
статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ, следует иметь ввиду, что в судебном
разбирательстве судам необходимо пристальное внимание уделять доводам
страхователя о своевременной подаче сведений и неправомерном отказе в их
принятии. В Постановлении ФАС ВВО от 18.01.2006 №А29-7503/2005А суд постановил,
что представленные в дело документы свидетельствуют о том, что в решении о
привлечении Общества к ответственности по пункту 3 статьи 17 Федерального
закона №27-ФЗ ПФР не указаны доводы, приведенные Обществом в свою защиту в
письме (своевременное представление в орган Пенсионного фонда Российской
Федерации требуемых сведений на бумажных носителях и отказ инспектора от их
принятия; представление этих же сведений на магнитных носителях и наличие
технических препятствий по вскрытию дискет), и результаты проверки этих
доводов. Следовательно, вина Общества в совершении указанного правонарушения не
являлась предметом рассмотрения, и это обстоятельство явилось основанием для
признания соответствующего решения недействительным.
Однако,
зачастую проблемы возникают непосредственно у застрахованных в соответствии с
Федеральным законом №167-ФЗ граждан при их обращении в органы ПФР за
назначением трудовой пенсии по старости. При этом наибольшие сложности
испытывают граждане при обращении за назначением досрочной трудовой пенсии.
В статьях 27
и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17
декабря 2001 года №173-ФЗ (далее по тексту – Федеральный закон №173-ФЗ)
перечислены случаи назначения трудовой пенсии по старости в отношении мужчин
ранее 60 лет, а в отношении женщин – ранее 55 лет.
Так,
например, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального
закона №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения
установленного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по
охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в
сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах,
сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо
от их возраста.
Однако,
проблемы возникают у застрахованных при отказе органов ПФР в назначении
досрочной пенсии по причине неприменения нормативных документов, действовавших
в период осуществления работниками лечебной и иной деятельности по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Это является нарушением,
поскольку согласно Определению Верховного Суда РФ от 05.09.2008 №46-В08-12 при
исчислении стажа, дающего права на пенсию ранее общеустановленного возраста в
связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит
применению то законодательство, которое действовало во время выполнения
соответствующей работы. Таким образом, в отношении граждан, осуществлявшим
лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения в разные периоды времени необходимо руководствоваться:
Также
нередки случаи, когда застрахованному лицу отказывают в назначении досрочной
трудовой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа на основании
того, что специальный стаж не принимается к исчислению в льготном порядке. Так,
в Приложении к Постановлению №781 приведен Перечень структурных подразделении
учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского
персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть
месяцев.
Решение
вопроса о зачете стажа работы на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости как 1:1,5 находится в компетенции органов ПФР, поскольку в
соответствии со статьей 18 Федерального закона №173-ФЗ назначение, перерасчет
размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки,
производятся ПФР по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.
Застрахованное лицо вправе обратиться за назначением пенсии не ранее чем со дня
возникновения права на указанную пенсию.
Следовательно,
нарушение права застрахованного лица на досрочное назначение пенсии с льготным
исчислением стажа происходит в тот момент, когда ПФР отказывает в назначении
пенсии застрахованному лицу, считающему, что он имеет достаточный стаж работы,
исчисляемый в льготном режиме, и обратившемуся за трудовой пенсией. В таком
случае нарушаются пенсионные права гражданина, и у него есть право выбора
способа защиты своих интересов.
Еще одним из
часто встречающихся отказов в досрочном назначении трудовой пенсии по старости
медицинским работникам является факт их работы не в учреждениях
здравоохранения, а в организациях здравоохранения. Более того, некоторые
комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, несмотря
на внесенные изменения в Федеральный закон №173-ФЗ, до сих пор отказывают в
досрочном назначении трудовой пенсии по старости медицинским работникам,
засчитывая в специальный стаж работу только в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения. Так, отказ органов ПФР засчитывать периоды работы
медицинских работников в частных медицинских организациях противоречит частям 1
и 2 статьи 19, частям 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ выразил свою позицию по этому вопросу, в соответствии с
которой отказ по подобным основаниям признается незаконным. Согласно
Постановлению Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 №11-П различия в условиях
приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые
устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е.
зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта
деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать
обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции Российской Федерации
требования равноправия применительно к правам, гарантированным ее статьей 39.
Сама по себе
форма собственности не может служить достаточным основанием для дифференциации
условий назначения досрочных трудовых пенсий по старости лицам, работающим в
учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным
обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Эти положения
основываются на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации,
выраженной в Определении от 06.12.2001 №310-О по запросу Законодательного
Собрания Тверской области. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти
учреждения, и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству,
муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не
предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их
работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Аналогичная
позиция отражена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых
вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией
гражданами права на трудовые пенсии» от 20.12.2005 №25 (далее по тексту –
Постановление Пленума №25), в котором, также, указано, что финансирование
досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с Федеральным
законом №173-ФЗ, производится на общих основаниях согласно пункту 3 статьи 9 и
пункту 2 статьи 10 Федерального закона №167-ФЗ, и при этом действующее
законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых
взносов для работодателей - учреждений здравоохранения в зависимости от того,
являются ли они государственными, муниципальными, частными.
Решение
этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного
обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного
права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания частей
1 и 2 статьи 19, частей 1 и 2 статьи 39, частей 2 и 3 статьи 55 Конституции
Российской Федерации.
В случае
несогласия с решением пенсионного органа об отказе в назначении досрочной
пенсии по тем или иным основаниям и (или) об отказе зачесть стаж работы,
дающего право на досрочную пенсию, в льготном режиме гражданин вправе
обжаловать такое решение в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу,
вынесшему соответствующее решение) и (или) оспорить в суде (пункт 7 статьи 18
Федерального закона №173-ФЗ).
В силу
пункта 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации (далее - ГПК РФ) и пункта 7 статьи 18 Федерального закона №173-ФЗ
дела по спорам между гражданами и органом, осуществляющим пенсионное
обеспечение, об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о
выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне
выплаченных сумм такой пенсии, а также по иным спорам, связанным с назначением
и выплатой трудовых пенсий, подведомственны судам общей юрисдикции.
В случае
обращения гражданина в суд необходимо учитывать, что отказ в назначении пенсии
оформляется решением комиссии соответствующего пенсионного органа, который в силу
пункта 7 Постановления Пленума №25 подлежит рассмотрению в порядке искового
производства. В статье 131 ГПК РФ установлены требования к форме и содержанию
искового заявления. Судья в течение пяти дней со дня поступления искового
заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда. О
принятии заявления к производству суда судья выносит определение, на основании
которого возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции.
При этом в
Постановлении Пленума №25 установлено, что в случае несогласия гражданина с
отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом
которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения
возраста, установленного статьей 7 Федерального закона №173-ФЗ (пункт 1 статьи 27
и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона[2]),
периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж
работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения
(организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера
деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя
из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании
(характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им
функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с
учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций,
в которых он работал и т.п.).
Суды
детально рассматривают вопросы, касающиеся прав граждан на льготное исчисление
стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии. Так, истица оспаривала
решение комиссии УПФР № 1 ГУ ПФР №6 по Москве и Московской области, в
соответствии с которым период работы зачтен в стаж работы, дающей право на
досрочное получение пенсии, однако зачтен он без применения льготного порядка
исчисления стажа (год за год, а не год за год и шесть месяцев). Однако, в
порядке надзора Президиум Московского областного суда в Постановлении от
03.04.2008 по делу №44г-164 отменил судебное постановление, состоявшееся по
данному делу, в соответствии с которым истице назначена досрочная трудовая
пенсия, но не были учтены доводы сторон о возможности исчисления стажа истицы в
льготном порядке, в решении суда отсутствуют суждения о том, каким образом
следует исчислять стаж работы истицы в спорный период времени. Кроме того, в
исковом заявлении истица указывала на необходимость исчисления в льготном
порядке и периода ее работы. Однако в отношении этих требований истицы
мотивировочная и резолютивная часть решения суждений суда не содержит.
Кроме этого,
судебная практика при рассмотрении подобных дел исходит из того факта, что
следует учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным судом РФ в
Определении от 05.11.2002 №320-О, согласно которой, выполняя соответствующую
работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность
специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии
необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального),
предусмотренные действующим в этот период законодательством (Определение
Верховного Суда РФ от 21.09.2007 №31-В07-11).