Генеральный директор общества заболел

Неожиданное заболевание генерального директора на долгое время влечет за собой определенные трудности в процессе управления организацией, поскольку только он является единоличным исполнительным органом, который действует без доверенности от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки. Таким образом, перед участниками встает нелегкий вопрос об организации управления обществом в отсутствие руководителя.

Ситуацию несколько спасает возможность генерального директора выдавать доверенность на право представительства от имени общества иному лицу, которому он доверяет и на которого он может положиться. Такое право генерального директора установлено в пункте 3 статьи 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (далее – Федеральный закон № 14-ФЗ). При этом полномочия самого генерального директора не прекращаются, а доверенное лицо лишь временно исполняет все или некоторые функции генерального директора в соответствии с содержанием доверенности. Необходимо отметить, что если доверенное лицо уже является работником организации, то его трудовым договором либо должностной инструкцией должно быть предусмотрено, что в случае отсутствия генерального директора на него временно возлагаются соответствующие полномочия. Если подобных условий трудовой договор не содержит, то в таком случае с доверенным работником необходимо заключить дополнительное соглашение о совмещении профессий (должностей) с установлением доплаты согласно статье 151 ТК РФ, либо отдельный трудовой договор о работе по совместительству.

Сложнее дело обстоит в тех случаях, когда в силу определенных причин заболевший генеральный директор не в состоянии выдать такую доверенность. Отсутствие доверенности от генерального директора фактически означает, что сами участники общества должны подключиться для решения этого вопроса, т.к. помимо общего собрания участников общества никакие другие лица или органы не вправе решить вопрос о замещении должности единоличного исполнительного органа, поскольку это вступило бы в прямое противоречие с законодательством об обществах с ограниченной ответственностью и уставом соответствующего юридического лица.

Прежде всего следует иметь ввиду, что уволить заболевшего генерального директора участники общества не могут, поскольку трудовое законодательство содержит запрет на прекращение трудового договора по инициативе работодателя в период нетрудоспособности. Нельзя в данном случае применить и такое основание прекращения трудового договора как неизбрание на должность по пункту 3 статьи 83 ТК РФ, что подтверждается позицией Верховного Суда РФ, который в своем Определении от 29.02.2008 № 31-В07-19 установил, что решение о неизбрании на должность принимает сам работодатель, действующий в лице своего уполномоченного органа управления. Это решение принимается на основе сформированной коллективной воли участников общего собрания и не может рассматриваться как обстоятельство, не зависящее от воли сторон.

С другой стороны гражданское законодательство относит к компетенции общего собрания вопрос о досрочном прекращении полномочий генерального директора, решение которого не ставится в зависимость от каких-либо обстоятельств, например, болезни руководителя. Таким образом, можно прийти к выводу, что нормы гражданского законодательства не согласуются с нормами трудового, поэтому при решении рассматриваемого вопроса необходимо учитывать эту коллизию.

Так, рассматриваемая ситуация может быть разрешена путем включения в устав общества положения, в соответствии с которым в случае временного отсутствия генерального директора его полномочия возлагаются на определенного работника, например, заместителя генерального директора, исполнительного или коммерческого директора и т.п. При таком варианте возможность исполнения полномочий отсутствующего генерального директора предусматривается непосредственно уставом, что дополнительно не влечет необходимости выдачи доверенности самим генеральным директором, полномочия которого при этом не прекращаются. Трудовой договор работника, который будет исполнять полномочия отсутствующего руководителя, должен содержать соответствующее условие, поскольку требовать от работника выполнения трудовых обязанностей, не предусмотренных его трудовым договором нельзя (статья 379 ТК РФ).

Если устав общества такого условия не содержит, то положение осложняется. Для выхода из такой ситуации участникам общества необходимо принимать решение об избрании другого физического лица для исполнения обязанностей генерального директора на время отсутствия «основного» руководителя. В таком случае полномочия заболевшего генерального директора на время прекращаются и избирается иной единоличный исполнительный орган на определенный срок, т.е. срок болезни генерального директора. С «временным» генеральным директором заключается либо срочный трудовой договор на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы (статья 59 ТК РФ), либо оформляется дополнительное соглашение о временном совмещении профессий (должностей) с соответствующей доплатой. Конечно, такое решение потребует необходимости внесения изменений в устав общества, которые регистрируются в налоговом органе, переоформления карточки с образцами подписей, но этих действий в сложившейся ситуации не избежать.

Немаловажным остается вопрос о полном прекращении полномочий генерального директора, находящегося на больничном. С одной стороны, как уже было отмечено, уволить такого работника с точки зрения трудового права невозможно, с другой – корпоративное законодательство не содержит ограничений на досрочное прекращение полномочий генерального директора по решению общего собрания участников общества. Следовательно, в такой ситуации ничего не мешает участникам общества прекратить полномочия генерального директора досрочно, но при этом его трудовой договор будет продолжать действовать. Расторгнуть такой трудовой договор можно будет сразу по окончании болезни генерального директора. При этом согласно статье 279 ТК РФ уволенный генеральный директор в таком случае будет иметь право на компенсацию в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.

Из описанных вариантов решения проблемы наиболее удобным является выдача доверенности самим генеральным директором либо, в случае отсутствия такой возможности, наделение иного лица соответствующими полномочиями в соответствии с уставом общества. Наличие подобной оговорки в уставе общества избавит его участников от необходимости созыва общего собрания, что в некоторых случаях является большим преимуществом, поскольку это не всегда можно сделать оперативно, а вопрос о возложении полномочий генерального директора на иное лицо должен быть решен настолько быстро, насколько это возможно. Наиболее остро вопрос встает, когда возникает конфликт между участниками общества и генеральным директором, «решившим» заболеть. Полагаем, что нахождение руководителя на больничном не связывает участникам руки в плане принятия решения о досрочном прекращении полномочий такого генерального директора.