Договор мены по российскому гражданскому праву

Возникновение и правовое регулирование договора мены

Договор мены является одним из древнейших правовых институтов. Отношения мены возникли еще до появления денег. В юридической доктрине отмечается, что мена не только предшествовала купле-продаже, но и стала источником ее происхождения. Связано это с тем, что даже после появления денег сделки купли-продажи, совершавшиеся способом манципации, представляли собой именно обмен вещи на соответствующее количество металла. Только после появления чеканной монеты и развития товарно-денежных отношений купля-продажа была окончательно отграничена от мены[1]. Необходимо отметить, что правовое закрепление отношения мены нашли в законодательстве гораздо позднее их фактического появления и позднее закрепления в законодательстве договора купли-продажи. Во многих странах Европы правовая регламентация мены произошла лишь в позднее Средневековье. При этом законодательные акты рассматривали договор мены хотя и в качестве самостоятельного, но, тем не менее, вспомогательного договора по отношению к договору купли-продажи[2].

Выделение договора мены в качестве самостоятельного вида договора исторически сложилось и в российском праве. Оно существовало как в дореволюционном, так и в советском законодательстве (в ГК РСФСР 1922 года в разделе «Обязательственное право» был подраздел «Мена», в ГК РСФФСР 1964 года – отдельная глава «Мена»). Сохранена эта традиция и в современном гражданском законодательстве. В настоящее время правовое регулирование договора мены осуществляется специальной главой 31 Части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.

Легальное определение договора мены содержится в пункте 1 статьи 567 ГК РФ главы 31 ГК РФ. Под договором мены понимается договор, по которому каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

Сравнивая это определение с дореволюционным, предложенным Шершеневичем, который под меной понимал договор, в силу которого обе стороны обязываются взаимно передать друг другу определенные вещи в собственность, можно отметить, что правовое понимание сущности договора мены за столетие не изменилось[3].

Договор мены является самостоятельным гражданско-правовым договором, входящим в группу обязательств по передаче имущества в собственность. При этом договор мены наиболее близок к договору купли-продажи. Правовое регулирование договора мены не ограничивается только главой 31 ГК РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 567 ГК РФ к договору мены субсидиарно применяются правила главы 30 ГК РФ, регулирующей договор купли-продажи, в части, не противоречащей правовым нормам о договоре мены. В таком случае каждая из сторон договора мены признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Отличие мены от купли-продажи

В юридической практике возникает необходимость четкого разграничения договоров мены и купли-продажи, которая вызвана различным правовым регулированием самостоятельных правовых конструкций, и, соответственно, различными правовыми последствиями сделок, ведь многие нормы главы 30 ГК РФ неприменимы к мене.

Основным отличием договора мены от купли-продажи является передача контрагенту товара не за деньги, а в обмен на другой товар.

В связи с этим, в случае, если сторонами заключен договор мены, который впоследствии вносятся изменения о замене исполнения встречного обязательства уплатой стоимости переданного товара, то такой договор с этого момента не может рассматриваться как договор мены, а становится договором купли-продажи. Соответственно, продавец по такому договору, в случае неоплаты товара покупателем, имеет право требовать от покупателя оплату стоимости поставленной продукции и процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 ГК РФ (пункт 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.09.02 №69 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором мены» (далее – Информационное письмо ВАС РФ №69).

Единственным случаем, когда возможна мена денег, является сделка по обмену одной валюты на другую. В таком случае происходит именно обмен разных единиц валюты, что соответствует правовой природе договора мены.

Мена отличается от купли-продажи также моментом перехода права собственности на товары. В договоре купли продажи право собственности к покупателю товара обычно переходит в момент передачи вещи, то есть по общему правилу гражданского законодательства, установленного пунктом 1 статьи 223 ГК РФ. Гражданское законодательство не обязывает продавца и покупателя связывать переход права собственности на товар с исполнениями покупателем обязательств по его оплате. В договоре мены, наоборот, действует специальное правило – право собственности к сторонам договора переходит одновременно, после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами (статья 571 ГК РФ). Это правило может быть изменено только законом или соглашением сторон.

Товар, который может быть объектом договора мены

Предметом договора мены являются действия его сторон по обмену товарами и сами обмениваемые товары. В специальных нормах гражданского кодекса, посвященных договору мены, не указано, что понимается под товаром в отношении этого договора. В связи с этим к определению товара для договора мены применяют нормы о купле-продаже. Из пунктов 1 статей 454 и 455 ГК РФ следует, что под товаром в договоре купли-продажи понимаются вещи.

Вещи, которые включают в себя деньги и ценные бумаги и иное имущество, являются одним из объектов гражданских прав. В ряду других объектов кодекс выделяет работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности и нематериальные блага (статья 128 ГК РФ). Из этого следует, что по договору мены стороны обмениваются только таким объектом гражданских прав, как вещи.

Определение товара, который может быть объектом договора мены крайне важно для разграничения договора мены и близкой к нему внешнеторговой бартерной сделки, понятие которой дано в статье 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 №164-ФЗ. Под внешнеторговой бартерной сделкой в указанной статье подразумевается сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств.

С точки зрения гражданского законодательства бартерная сделка будет по своему содержанию являться договором мены только в случае, когда происходит обмен товарами. Отношения же по обмену услугами, работами, исключительными правами не могут быть признаны договором мены.

По договору мены не может также происходить обмен имущественными правами. В пункте 3 Информационного письма ВАС РФ №69 разрешил возникавшие на практике споры о том, могут ли по договору мены передаваться имущественные права. ВАС РФ указал, что статья 454 ГК РФ, распространяющая нормы о купле-продаже на продажу имущественных прав, автоматически не распространяется на те случаи, когда имущественные права являются предметом мены.

При заключении договора мены сторонам также следует учитывать, что конструкция этого договора не включает отношения по обмену товара на услуги. Такие договоры не признаются судами договорами мены. В пункте 1 Информационного письма ВАС РФ №69 приведен спор из договора, по которому общество обязалось оказать услуги в приобретении совхозом семян, а совхоз – передать обществу за услугу пшеницу. Арбитражный суд указал, что такой договор не является договором мены, а содержит элементы договора возмездного оказания услуг и купли-продажи, и не применил при его нарушении нормы ГК РФ о договоре мены.

Равноценность товаров

Товары, которыми обмениваются стороны по договору мены, предполагаются равноценными, если в самом договоре не указано иное. Расходы на передачу и принятие товаров осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности (пункт 1 статьи 568 ГК РФ).

Ссылка на то, что товары, которыми обмениваются стороны, неравноценны, должна содержаться именно в самом тексте договора мены. Связано это с тем, что различная стоимость товаров еще не свидетельствует о том, что в договоре мены они будут считаться неравноценными. Показательным примером признания разных по стоимости товаров равноценными содержится в решении арбитражного суда, приведенном в пункте 7 Информационного письма ВАС РФ №69. Сущность спора, который разбирал арбитражный суд, заключалась в следующем. Стороны заключили договор мены, в соответствии с которым общество передало предприятию по согласованной спецификации несколько автомобилей, а последнее передало обществу по такому же документу шины. Из спецификаций следовало, что стоимость обмениваемых товаров неодинакова. Однако в самом договоре мены указание о неравноценности товаров отсутствовало. Арбитражный суд указал, что содержащиеся в договоре мены или иных документах, являющихся его неотъемлемой частью, данные о неодинаковых ценах сами по себе не свидетельствуют о неравноценности обмениваемых товаров. Одного этого факта недостаточно для утверждения того, что стороны заключили договор в отношении неравноценных товаров. Правильная оценка сложившимся между сторонами отношениям может быть дана только после выяснения воли сторон по затронутому вопросу. Поскольку стороны в договоре прямо не оговорили, что обмениваемые товары неравноценны, и из его содержания не следует, что воля сторон была направлена на обмен неравноценными товарами, требование общества о денежной компенсации, основанное на ценах, содержащихся в спецификациях, неправомерно.

Презумпция равноценности обмениваемых товаров распространяется также на обмен различных по номиналу векселей, несмотря на то, что вексельная сумма указана непосредственно в этих ценных бумагах. Поэтому при обмене векселями с различной номинальной стоимостью, в договоре мены стороны также обязательно должны указать на их неравноценность, если сторона, получающая вексель на меньшую вексельную сумму хочет получить от другой стороны разницу в ценах. Связано это с тем, что цена векселя как вещи не может отождествляться с размером денежной суммы, подлежащей уплате на основании векселя. Его цена (рыночная стоимость) зависит не только от вексельной суммы, но и от того, кто является лицом, обязанным по векселю, сроков исполнения вексельного обязательства и других обстоятельств. Арбитражный суд при рассмотрении спора об обмене разными по номиналу векселями указал, что хотя из договора мены следует, что суммы векселей различны, это само по себе не должно рассматриваться как условие, свидетельствующее об их неравноценности. Поскольку из содержания договора не следует, что стороны имели намерение обменяться неравноценными векселями, то они в соответствии со статьей 568 ГК РФ должны рассматриваться как равноценные (пункт 8 Информационного письма ВАС РФ №69).

В случае если товары, которыми обмениваются стороны по договору мены, признаются сторонами неравноценными, то сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок не предусмотрен в договоре (пункт 2 статьи 658 ГК РФ). Если сторона не оплатила указанную разницу, то на эту сумму начисляются проценты за пользование чужими денежными средствами. При этом ВАС РФ в пункте 14 Информационного письма ВАС РФ №69 разъяснил, что проценты должны начисляться со второго дня после передачи товара. Мотивировано это следующим образом. Пункт 2 статьи 568 ГК РФ предоставляет право стороне, которая должна оплатить разницу в ценах, произвести оплату по своему усмотрению непосредственно до или после исполнения своей обязанности передать товар. Поскольку ответчик своим правом оплатить разницу в ценах непосредственно до передачи товаров воспользоваться не пожелал, а товары в установленные договором сроки передал, то он обязан оплатить разницу, как следует из статьи 568 ГК РФ, непосредственно после передачи товаров. Соответственно ответственность за пользование чужими денежными средствами должна применяется со второго дня после передачи им товаров (на следующий день после истечения срока, когда ответчик должен был исполнить свою обязанность).

Мена недвижимого имущества

Определенными особенностями обладает также договор мены, по которому происходит обмен недвижимого имущества. По договору мены может происходить обмен недвижимым имуществом, а также обмен недвижимого имущества на движимое. Однако переход права собственности к приобретателю недвижимости по договору мены подлежит государственной регистрации в соответствии со статьей 551 ГК РФ, поэтому право собственности на недвижимость переходит только с момента государственной регистрации, а не в момент фактического исполнения обязанностей по передаче товаров обеими сторонами договора мены. Если по договору мены стороны передают друг другу недвижимое имущество, то государственная регистрация перехода права собственности, во избежание споров, должна происходить одновременно. Если одна из сторон договора мены зарегистрировала свое право собственности на недвижимость, а другая сторона такую регистрацию не произвела, то возникает вопрос о возможности применения к такому случаю статьи 570 ГК РФ, в соответствии с которой право собственности на обмениваемые товары происходит одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами. В таком случае необходимо учитывать следующее. Пункт 2 статьи 223 ГК РФ, в котором предусмотрено, что переход права собственности на имущество, отчуждение которого подлежит государственной регистрации, переходит к приобретателю в момент такой регистрации, является специальной нормой по отношению к статье 570 ГК РФ. В связи с этим для каждой стороны договора мены моментом перехода права собственности при обмене недвижимым имуществом является регистрация стороной прав на полученную недвижимость независимо от того, произведена ли такая регистрация другой стороной (пункт 11 Информационного письма ВАС РФ №69).

Особенности налогообложения

Заключая договор мены, необходимо также учитывать особенности налогообложения такой сделки. Напомним, что у каждой из сторон договора мены с точки зрения налогообложения возникают две операции – приобретение и реализация. В связи с этим, каждая из сторон сделки, находящаяся на общем режиме налогообложения, должна заплатить с реализации налог на добавленную стоимость и налог на прибыль.

При обмене товарами для целей налогообложения необходимо определить их цену. Цена товаров может быть указана сторонами в самом договоре мены. В случае, если цена товаров в договоре не указана, то необходимо исходить из рыночной цены товаров. При этом рыночная цена товаров, которыми обмениваются стороны договора мены, определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.