Осуществление иностранными организациями деятельности на строительной площадке: налоговые последствия

На российском рынке недвижимости муссируются слухи, что в период глобальной рецессии из-за банкротств и сделок М&А более трех четвертей его участников могут покинуть этот бизнес. Если прогноз сбудется, то юридическое сопровождение сделок слияний и поглощений будут предварять процедуры due diligence. Данная статья определяет для покупателя возможные налоговые «болевые точки» выхода из проекта иностранных организаций, осуществлявших деятельность на строительной площадке в России.

1.Постановка и снятие с учета иностранных организаций, осуществляющих деятельность на строительной площадке

Место деятельности иностранной организации, через которое она осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации на строительной площадке, признается постоянным представительством (согласно п. 2 ст. 306, п. 1 ст. 308 НК РФ).

Постоянное представительство, признанное в соответствии с п. 2 ст. 306, п. 1 ст. 308 НК РФ, возникает по:

  • месту строительства новых объек­тов недвижимого имущества;
  • месту реконструкции, расширения, технического   перевооружения   и (или) ремонта существующих объектов недвижимого имущества (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов);
  • месту строительства и (или) монта­жа, ремонта, реконструкции, расширения и или)технического перевооружения сооружений, в том числе плавучих и буровых установок, а также машин и оборудования, нормальное функционирование которых требует жесткого крепления на фундаменте или к конструктивным элементам зданий, сооружений или плавучих сооружений.

Следует отметить, что положения законодательства о налогах и сборах, регулирующих общий порядок:

  • признания обособленных подразделений, через которые организации   осуществляют  деятельность (п. 2 ст. 11 НКРФ);
  • постановки на учет и снятия с уче­та организаций по месту осуществ­ления деятельности через обособленные подразделения (абз. 1 и 2 п. 1 ст. 83, п. 4 ст. 83, п.п. 1, 2, 5 ст. 84 НК РФ);
  • уплаты налогов и представления расчетов по налогам и налоговых деклараций организациями, в состав которых входят обособленные подразделения, не применяются к признанным, согласно п. 2 ст. 306 и п. 1 ст. 308 НК РФ, постоянным представительствам иностранных организаций.

В отношении иностранных организаций, которые осуществляют деятельность на территории РФ на строительной площадке, установлены отдельные положения:

  • об особенностях постановки и сня­тия с учета - абз. 4 п. 1 ст. 83 НК РФ, приказ МНС России от 07.04.2000 №АП-3-06/124;
  • в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль орга­низаций - положения ст. 306 и ст. 308 НК РФ;
  • в целях определения налоговой ба­зы по налогу на добавленную стои­мость - положения п.п. 2 и 3 ст.144 НКРФ;
  • в целях определения налоговой ба­зы по налогу на имущество органи­заций - положения п.п. 1 и 2 ст. 373, п. 2 ст. 374 НКРФ.

1.1. Постановка на учет иностранных организаций, осуществляющих дея­тельность на строительной площадке

При осуществлении иностранной орга­низацией деятельности в Российской Федерации на строительной площадке в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.

Для определения срока существования строительной площадки в целях постановки на учет иностранной организации в налоговых органах иностранная организация учитывает все виды производимых ею на этой строительной площадке:

  • подготовительных работ;
  • строительных работ;
  • монтажных работ;
  • работ по созданию подъездных путей, коммуникаций, электрических кабелей, дренажа и других объектов инфраструктуры, кроме объектов инфраструктуры, изначально создаваемых для иных целей, не связанных с данной строительной площадкой;
  • части подрядных работ, выполняемых субподрядчиком по поручению иностранной организации - генерального подрядчика, если субподрядчик и генеральный подрядчик не являются взаимозависимыми лица­ми в соответствии со ст. 20 НК РФ. Датой начала осуществления дея­тельности иностранной организацией на строительной площадке считается более ранняя из следующих дат:
    • дата подписания акта о передаче площадки подрядчику (акта о допу­ске персонала субподрядчика для выполнения его части совокупного объема работ);
    • дата фактического начала работ.

При постановке на учет в налого­вом органе иностранные организации, осуществляющие деятельность в Рос­сийской Федерации на строительной площадке, представляют следующие документы:

  • заявление о постановке на учет по форме 2001 И;
  • легализованные выписки из торгового реестра, или сертификат об инкорпорации, или другой документ аналогичного характера, со­держащие
  • информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации;
  • легализованные копии учредитель­ных документов или других доку­ментов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности, представление данных документов осуществляется только иностранными организациями, создание которых не требует спе­циальной регистрации (внесение в торговый реестр и т.п.);
  • справку налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации - с указанием кода налогоплательщика (или его аналога);
  • копию договора, на основании которого    осуществляется    деятельность в Российской Федерации;
  • доверенность, выданную иностранной организацией на главу (управляющего) постоянного представительства.

При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной организации, осуществляющей деятельность в Российской Федерации на строительной площадке, свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН и КПП.

1.1.1. Постановка на учет иностранных организаций, осуществляющих деятельность на нескольких строительных площадках либо на строительной площадке и по месту нахождения иного постоянного представительства, отличного от строительной площадки

При осуществлении иностранной орга­низацией деятельности в нескольких местах на территориях, подконтроль­ных различным налоговым органам, иностранная организация обязана встать на учет в каждом налоговом органе в общем порядке, описанном выше и п. 2.1.1.1 Положения об особенностях постановки и снятия с учета, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124.

Если иностранная организация уже состоит на учете в налоговом органе, то при открытии ею нового постоянно­го представительства на территории, подконтрольной другому налоговому органу, осуществляющему учет иностранных организаций, она представляет следующие документы:

  • заявление о постановке на учет по форме 2001 И;
  • копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;
  • доверенность, выданную иностранной организацией на главу (управляю­щего) постоянного представительства;
  • копию свидетельства, выданного налоговым органом, в котором иностранная организация была ранее поставлена на учет.

При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной организации свидетельство по форме 2401 ИМД с указанием ИНН и КПП.

В случае, если иностранная организация осуществляет деятельность в нескольких местах на территории, подконтрольной одному налоговому органу, иностранная организация обязана информировать налоговый орган о каждом таком месте осуществления деятельности путем направления сообщения по форме 2301 И.

Налоговый орган в течение пяти дней с момента получения сообщения от иностранной организации выдает ей информационное письмо по форме 2201И с указанием соответствующего КПП.

1.2. Снятие с учета иностранных орга­низаций, осуществляющих деятель­ность на строительной площадке

Окончанием существования строитель­ной площадки является дата подписа­ния заказчиком (застройщиком) акта сдачи-приемки объекта или предусмо­тренного договором комплекса работ.

С момента прекращения иностранной организацией осуществления предпринимательской деятельности через постоянное представительство, т.е. на строительной площадке, данное постоянное представительство прекращает существование.

В этом случае иностранная организация обязана не позднее трех дней со дня подписания заказчиком (застройщиком) акта сдачи-приемки объекта или предус­мотренного договором комплекса работ сообщить об этом в налоговый орган по месту постановки на учет.

В целях снятия с учета в налоговый орган представляются:

  • заявление о снятии с учета по форме 2006ИМД;
  • копия акта сдачи-приемки объекта или предусмотренного договором комплекса работ;
  • налоговые декларации (расчеты по налогам), составленные на дату окончания деятельности иностранной организации, осуществлявшей деятельность на строительной площадке;
  • письмо из банка (филиала банка) о закрытии счетов иностранной орга­низации, осуществлявшей деятельность на строительной площадке;
  • свидетельство о постановке на учет по форме 2401ИМД.

Снятие с учета иностранной организации, осуществлявшей деятельность на строительной площадке, производится налоговым органом в течение четырнадцати дней после подачи заявления.

Снятие с учета завершается выдачей иностранной организации, осуществлявшей деятельность на определенной строительной площадке, информационного письма о снятии с учета по форме 2203ИМД.

1.2.1. Отсутствие основания для прекращения деятельности на строительной площадке

Строительная площадка не прекращает свое существование, если работы на ней временно приостановлены.

Исключение составляет консервация строительного объекта на срок более 90 календарных дней:

  • по решению федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, принятому в пределах их компетенции,
  • в результате действия обстоятельств непреодолимой силы.

Продолжение или возобновление после перерыва работ на строительном объекте после подписания соответству­ющего акта о продолжении (возобновлении) работ приводит к присоединению срока ведения продолжающихся или возобновленных работ и срока перерыва между работами к совокупному сроку существования строительной площадки.

Но только в случае, если:

  • территория (акватория) возобновленных работ является территорией (акваторией) прекращенных ранее работ или вплотную примыкает к ней;
  • продолжающиеся или возобновленные работы на объекте поручены лицу, ранее выполнявшему работы на этой строительной площадке, или новый и прежний подрядчики являются взаимозависимыми лицами согласно ст. 20 НК РФ.

Срок ведения продолжающихся или возобновленных работ, связанных со строительством или монтажом нового объекта на той же строительной площадке либо с расширением ранее законченного объекта, и срок перерыва между этими работами также присоединяются совокупному сроку су­ществования строительной площадки.

В остальных случаях срок ведения продолжающихся или возобновленных работ и перерыв между работами не подлежат присоединению к совокуп­ному сроку существования строитель­ной площадки

2. Формирование налоговой базы по уплате налога на добавленную стоимость

Согласно п. 2 ст. 144 НК РФ, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации на строительной площадке, вправе встать на учет в налоговых органах в качестве плательщиков НДС по месту нахождения своих постоянных представительств в  РФ.

Отсюда следует, что иностранные организации,   осуществляющие   деятельность в РФ на строительной площадке, не обязаны, а лишь вправе по своему усмотрению встать на учет в качестве плательщиков НДС.

В случае постановки их на учет в налоговом органе в качестве плательщиков НДС иностранные организации:

  • исполняют обязанности по исчислению и уплате НДС в общем порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ для лиц, признаваемых согласно п. 1 ст. 143 НК РФ плательщиками НДС;
  • пользуются правом принимать суммы НДС к вычету по покупным товарам (работам, услугам), а также иными правами, предусмотренными гл. 21 НК РФ для плательщиков НДС.

Обратим внимание читателей на следующий момент. Он связан с использованием иностранной организацией, ранее вставшей на учет в налоговом органе, права на принятие сумм НДС к вычету по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения работ на строительной площадке, учитывая то, что свою деятельность на строительной площадке иностранная организация осуществ­лять прекратила.

В этом случае необходимо обратить внимание на наличие у иностранной организации иного подразделения, через которое оно осуществляет деятельность на территории РФ и по месту нахождения которого эта иностранная организация была поставлена на учет в налоговом органе.

Если такое подразделение есть, то иностранная организация, как указывалась выше, имеет право на принятие к вычету НДС, возникшего при осуществлении деятельности на строительной площадке, несмотря на то, что деятельность на этой строительной площадке была уже прекращена.

Подобное мнение высказал ФАС Московского округа в постановлении от 26.09.2006 № КА-А41 /8791-06.

Если иное подразделение отсутствует, то это не означает, что иностранная организация, осуществлявшая деятельность в РФ на строительной площадке, не вправе принять к вычету НДС, предъявленный ей в ходе деятельности на строительной площадке.

В этом случае иностранная органи­зация должна была при представлении документов в налоговый орган для сня­тия ее с учета представить также налоговую декларацию по НДС, в которой должен быть заявлен налоговый вычет.

О том, что налоговые декларации представляются в налоговый орган при снятии иностранной организации с учета, смотрите в п. 1.2 настоящей статьи.